На главнуюНаписать намМы ВКонтактеКарта сайта
Справочная информация по телефону:
+7 (3494) 92-11-52
629300, г. Новый Уренгой,
ул. 26 Съезда КПСС, д. 3

История

Новое время - Новые задачи

Идея создания Ямальской железнодорожной компании рождалась на фоне общего экономического спада в России. Новое время продиктовало новые задачи, вытекающие из перестроечного периода и последующего десятилетия.

В 1990-е годы бюджетное финансирование остановлено. Железнодорожные участки незавершенного строительства на территории ЯНАО остались во временной эксплуатации: Коротчаево – Новый Уренгой – Пангоды, Новый Уренгой – Ямбург – в ведении эксплуатирующей организации ОАО  «Севтюментранспуть» (СТТП), Пангоды – Надым-Пристань – в ведении ОАО «Надымское предприятие железнодорожного транспорта» (НПЖТ).

В 1996 г. распоряжением МПС России было прекращено движение пассажирских поездов на участке Коротчаево – Новый Уренгой. Неудовлетворительное состояние недостроенных железнодорожных участков на территории ЯНАО, эксплуатируемых по временной схеме, поставило под угрозу не только пассажирские, но и грузовые перевозки, особенно опасных и стратегических грузов. В тоже время нефтегазовый комплекс ЯНАО интенсивно развивался, массовые производственные и гражданские грузы продолжали поступать в газоносный район. В этой ситуации в регионе отсутствовала консолидирующая структура, которая могла бы постоянно в рабочем режиме заниматься перспективными проблемами железных дорог.

21 апреля  2003года по инициативе Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа и по поручению Правительства Российской Федерации в городе Новый Уренгой состоялась выездная коллегия Министерства путей сообщения. В выездном заседании коллегии МПС РФ приняли участие: полномочный представитель Президента РФ в УрФО П.М. Латышев, Губернатор ЯНАО Ю.В. Неелов, первый заместитель губернатора ХМАО В.Ф. Новицкий, вице-губернатор Тюменской области В.В. Якушев, представители ОАО «Газпром» и других газовых компаний.

Коллегией МПС России 21.04.2003 г. принято решение об учреждении в третьем квартале 2003 года открытого акционерного общества. Определены основные задачи акционерной железнодорожной компании: аккумулировать инвестиционный потенциал для достройки участков незавершенного строительства и дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа и Уральского федерального округа в сфере железнодорожного транспорта.

На основании решения Коллегии МПС России (21.04.2003) в июле 2003 года МПС РФ, ЯНАО и ОАО «Севтюментранспуть». Подписали учредительные документы о создании АО «Ямальская железнодорожная компания».

13 августа 2003 года в городе Новый Уренгой зарегистрировано открытое акционерное общество «Ямальская железнодорожная компания». Акционерами компании выполнены капитальные на участке Коротчаево – Новый Уренгой. 15 сентября 2003 года возобновлено пассажирское движение на этом участке, сдан в эксплуатацию вокзал на станции Коротчаево.

В 2004 году учредительный пакет акций Свердловской железной дороги передан ОАО «РЖД». В сентябре 2006 года зарегистрировано ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный», которой в 2008 году Ямало-Ненецкий автономный округ передал свои акции. В феврале 2012 года ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный» в результате перерегистрации получило название ОАО «Корпорация Развития». В настоящее время акционеры АО ЯЖДК – это ОАО «РЖД» и ОАО «Корпорация Развития».

Генеральный директор АО «ЯЖДК» - Крафт Якоб Соломонович, кандидат технических наук, почетный работник транспорта России, почетный железнодорожник, заслуженный строитель Российской Федерации, награжден медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «За освоение и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», орденом «Знак Почета», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В качестве главного инженера проекта  руководил  изысканиями, проектированием и участвовал в строительстве  железнодорожных линий: Уренгой – Ягельная, Ягельная – Ямбург, Ягельная – Надым, Обская – Бованенково. Якоб Крафт является одним из инициаторов возрождения Полярной магистрали и реализации проекта Северный широтный ход. Руководит Ямальской железнодорожной компанией с начала ее создания по настоящее время.

На железных дорогах ЯНАО

Полигон деятельности АО «Ямальская железнодорожная компания» - это  313 км главных железнодорожных путей (до летнего периода 2015 г. – 533 км). Компания осуществляет перевозки от Коротчаево до Надыма.

За период деятельности – более чем за 10 лет работы - компания вложила около 800 млн рублей собственных средств в обновление и модернизацию производственно-технической базы. Перевезено свыше 48 млн тонн грузов для предприятий и организаций региона. Отправлено более 4 млн пассажиров.  С путей  компании уходят пассажирские поезда РЖД на Москву, Екатеринбург, Казань, Уфу, Омск и другие направления.

За время работы ЯЖДК добилась значительного улучшения состояния пути на всех железнодорожных участках - балльность пути снижена более чем в 4 раза.  Так, на участке Коротчаево – Новый Уренгой средний балл снижен со 143-х в 2004 г. до 30 в 2015 г. Создан цех дефектоскопии в дистанции пути. Выправлено пути – свыше 650 км. Произведена  рихтовка пути более 600 км. Отремонтировано порядка 220 мостов.

Произведена реконструкция 5-ти путей сортировочного парка на станции Коротчаево. Достроены 2 пути в локомотивном депо Коротчаево. Построен приемоотправочный путь на станции Ягельная. Выполнено сооружение повышенного пути на станции Ево-Яха. Введен в эксплуатацию приемоотправочный путь на станции Надым-Пристань.

Произведена реконструкция пяти путей сортировочного парка на станции Коротчаево. Достроены два пути в локомотивном депо Коротчаево. Построен  приемоотправочный  путь на станции Ягельная. Выполнено сооружение повышенного пути на станции Ево-Яха. Введен в эксплуатацию приемоотправочный путь на станции Надым-Пристань. Всего на полигоне ЯЖДК построено восемь технологических путей.

Введен в эксплуатацию разъезд Тыдыл с применением безлюдной технологии управления стрелочными переводами. Увеличена пропускная способность участка Коротчаево – Новый Уренгой.

Введен в эксплуатацию грузовой двор и контейнерная площадка на станции Новый Уренгой. Ведется работа по проектированию Транспортно-логистического центра.

Сооружен вахтовый комплекс на станции Селькупская. Сданы в эксплуатацию административно-бытовые здания на станциях Фарафонтьевская и Новый Уренгой. В локомотивном депо Коротчаево сооружено новое общежитие для вахтовых работников, ведется строительство склада топлива.

Выполнено более двух тысяч всех видов ремонта тепловозов. Выполняются  ремонты узлов и агрегатов, подъемочные ремонты. Специалисты обеспечивают бесперебойную работу локомотивов серии ТЭ-3.

В пункте оборота станции Новый Уренгой производится экипировка пассажирских поездов углем и водой. Отремонтировано безотцепочным ремонтом около 35 тыс. вагонов. Дано под погрузку порядка 235 тыс. вагонов. Восстановлено более 100  вагонов с продлением срока службы до 2016 г.

Функции отправления грузовых поездов со станции Коротчаево, ранее выполняемые работниками РЖД, переданы осмотрщикам-ремонтникам ЯЖДК.

Установлен гарантийный участок обслуживания грузовых поездов в коммерческом и техническом отношении в нечетном направлении от станции Коротчаево до станции Ноябрьск-1.

Установлено цифровое оборудование в линейно-аппаратном зале станции Новый Уренгой. Введена в эксплуатацию новая телефонная станция на 500 абонентов. Компания стала оператором связи. Модернизированы системы связи, построена волоконно-оптическая линия связи Новый Уренгой – Ягельная. Демонтированы радиорелейные станции. Установлены модули связи на станциях Селькупская, Ево-Яха, Ягельная.

Внедрены новые информационные системы управления перевозками.

Полностью автоматизированы технологические и перевозочный процесс. Все станции на полигоне компании объединены в единую локальную сеть с использованием различных каналов связи.

Ямальская железнодорожная компания получила статус сетевой организации в области передачи электроэнергии. Построены высоковольтные воздушные и кабельные линии на станции Селькупская, грузовом дворе и контейнерной площадке станции Новый Уренгой, на разъезде Тыдыл.

К 100-летию выдающегося строителя сибирских стальных магистралей Коротчаева Дмитрия Ивановича Ямальской железнодорожной компанией установлен памятник на привокзальной площади станции, названной в его честь.

К 30-летию открытия железнодорожного сообщения до Нового Уренгоя компания установила памятный знак «Локомотив ТЭ3» на привокзальной площади города.

Введено в эксплуатацию новое современное здание вокзала на станции Новый Уренгой. Заказчик строительства ГУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО». Многофункциональный вокзал передан администрацией округа в доверительное управление ЯЖДК.

Ямальская железнодорожная компания активно участвует в разработке перспективных проектов развития железнодорожного транспорта на севере Уральского Федерального округа. Компания непосредственно участвует в реализации проекта Северный широтный ход. Развитие новых железнодорожных сообщений создает благоприятные условия для социально-экономического развития северного региона России.

Стратегия развития

Исходя из общей стратегии своей деятельности Ямальская железнодорожная компания совместно с Сибирским научно-аналитическим центром в 2004 г. подготовила технико-экономические обоснования инвестиционных проектов, которые 2007 г. были включены в мегапроект   «Урал Промышленный – Урал Полярный». За прошедшие годы пройден сложный путь  от популяризации идеи и  продвижения проектных решений в обществе к реальным действиям на государственном и региональном уровнях. И это результат совместных усилий Правительства ЯНАО, ОАО «Корпорация Развития», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», Министерства транспорта Российской Федерации и АО «Ямальская железнодорожная компания». 

Сегодня, в период разработки нефтегазовых месторождений Ямала, освоения ресурсов Арктики и закрепления России в качестве ведущей арктической державы, тема расширения и модернизации сети железных дорог на севере Уральского федерального округа приобретает всё большую актуальность.

Учитывая современные реалии, приоритетным и масштабным  проектом стал  «Северный широтный ход» (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево), протяженностью 707 км. Проект предусматривает достройку станции Обская, строительство подходов к мосту через Обь и самого моста, прокладку железной дороги от моста до станции Салехард, линии Салехард - Надым, моста через реку Надым, а также достройку железнодорожных участков Надым - Пангоды, Пангоды - Новый Уренгой – Коротчаево и усиление участка Коноша – Чум – Лабытнанги.

Реализация проекта началась с закладки строительства (2011 г.) одного из ключевых объектов будущей инфраструктуры – совмещенного мостового перехода через р. Надым, а в сентябре 2015 г. по этому мосту открыто автомобильное движение (работы выполнены строительными компаниями «Мостострой-12», «Мостострой-11»).

Начиная с 2005 года, для строительства федеральной автодороги Сургут – Салехард на участке Новый Уренгой – Пангоды – Надым – Салехард Ямальская железнодорожная компания  перевезла более 2,2 млн т инертных грузов. Компанией выполнены работы по перевозке строительных конструкций  для возведения железнодорожных и автомобильных мостов на участке Надым – Салехард. Чтобы гарантировать бесперебойную доставку важных грузов,  на участке Новый Уренгой – Пангоды – Надым-Пристань произведены значительные объемы путевых работ, включая ремонт опорных частей на 58 мостах, реконструкцию отдельных участков пути. На станции Надым-Пристань выполнен капитальный ремонт двух путей, уложены два стрелочных перевода, увеличен фронт  выгрузки вагонов.

Ямальская железнодорожная компания активно участвует в разработке перспективных проектов развития железнодорожного транспорта на севере УрФО и реализации проекта «Северный широтный ход». После завершения реконструкции существующих и строительства новых участков магистрали Северный широтный ход АО «ЯЖДК» аккумулирует всю построенную железнодорожную инфраструктуру, станет осуществлять ее временную и постоянную эксплуатацию и будет перевозчиком на ней.

Северный широтный ход рассматривается как опорная транспортная магистраль для освоения нефтегазовых месторождений севера УрФО. Предполагается, что этим транспортным коридором воспользуется ряд компаний: ОАО «НОВАТЭК», ЗАО «Геотрансгаз», ООО «Корпорация Роснефтегаз», ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс», ООО «Газпромтранс» и другие. Северный широтный ход не только обеспечит тесную связь всех регионов, но и укрепит национальные, территориальные и экономические позиции Уральского федерального округа и России в целом. Магистраль должна стать будущей  транспортной артерией Российской Федерации  в Арктике, обеспечивающей выход к портам Северо-Запада страны, а также к порту Сабетта на Северном морском пути и ускорит продление дороги до Норильска.

Полуостров Ямал – один из важнейших стратегических нефтегазовых регионов России, его промышленное освоение началось с Бованенковского месторождения. Железная дорога Обская – Бованенково - Карская является важным фактором в создании Газпромом масштабной инфраструктуры на Ямале. Работы по сооружению магистрали выполнила компания «Ямалтрансстрой», эксплуатирующая организация - Ямальский филиал ООО «Газромтранс».

В Обской губе на восточном побережье полуострова Ямал ведется строительство арктического порта Сабетта. Порт Сабетта – это ключевой объект инфраструктуры проекта «Ямал СПГ» (ОАО «НОВАТЭК»), который включает в себя создание мощностей по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения. В настоящее время назрела необходимость построить железную дорогу от Бованенково  до порта Сабетта, и таким образом связать его с Северным широтным ходом, при этом порт Сабетта станет многофункциональным узлом Северного морского пути.

Ямало-Ненецкий автономный округ – богатейший топливно-энергетический регион. Его минерально-сырьевые ресурсы  позволяют нашей стране не один десяток лет решать экономические и стратегические задачи. Эксперты оценивают богатства Ямала более чем в семь триллионов долларов. По запасам полезных ископаемых аналогичной территории в мире нет.  В связи с этим формирование  железнодорожной инфраструктуры является определяющим фактором социально-экономического  развития севера Уральского федерального округа и повышения обороноспособности России в Арктике.