130 лет Транссибу
11 апреля (30 марта по старому стилю) 1891 года издан указ императора Александра III о закладке Великого Сибирского пути.
Транссибирская магистраль, протянувшаяся от Челябинска до Владивостока, возведена в течение 24 лет в период с 1892 по 1916 гг.
Транссиб – грандиозное сооружение начала XX века и относится к числу лучших достижений мировой цивилизации.
Протяженность Транссиба, самой длинной железной дороги на планете, составляет 9228 километров.
Транссиб по настоящее время входит в Книгу рекордов Гиннесса по трем номинациям: общая длина, количество станций и темпы сооружения.
Транссибирская магистраль возводилась в рекордно короткие сроки (600 км в год), хотя в ходе строительства возникало множество трудностей. Следует отметить, что это был первый в мировой практике опыт строительства дороги в жестких климатических условиях не только такой длины, но и высокой сложности. Новый путь проходил через сибирские просторы, широкие реки и озера, леса и часто полностью безлюдные места. А участок вокруг Байкала был покрыт скалами, которые для прокладки магистрали приходилось взрывать и возводить искусственные насыпи. Параллельно возводились и участки дороги в европейской части России, а также ответвления к городам по пути следования.
Транссиб пересекает 16 крупных рек, среди которых – Обь, Иртыш, Енисей, Амур. Построенные в тот период мосты и тоннели являются образцами инженерного искусства даже для нашего времени. Первый железнодорожный мост через Енисей архитектора Вяземского стал инженерным сооружением, наряду с Эйфелевой башней удостоенным Гран-при и Большой золотой медали Всемирной выставки в Париже «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».
На Транссибе расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из природного мрамора. Это станция Слюдянка-1, которая находится недалеко от Байкала. Но кроме мостов, тоннелей, вокзальных комплексов одновременно возводилось жильё, больницы, школы. Транссиб – самое крупное в мире миссионерское явление, потому что строились вагоны-храмы и железнодорожные храмы.
Транссибирская магистраль стала связующим звеном в активном освоении южных территорий Сибири. Транссиб оказал существенное воздействие на развитие торговли, производства, сельского хозяйства. Великий Сибирский путь обеспечил выход к Тихому океану, что укрепило восточные границы России.