Станция Надым-Пристань – 45 лет
1 марта 2022 года исполнилось 45 лет станции Надым-Пристань. Название станции Надым (по названию реки) обозначено в проекте 501-го строительства (1947 – 1953 гг.).
Освоение новых газоносных территорий ЯНАО началось с месторождения Медвежье в 1969 году. В начале 1970-х годов в поселке Старый Надым на месте будущей станции обустроен временный поселок СУ-34 треста «Надымгазпромстрой». На правом берегу реки Надым построили речпорт, к нему подвели железнодорожную ветку. На основании решения Миннефтегазстрой СССР и Мингазпром СССР от Надым-Пристани восстановлена дорога до Пангод, и затем до Ягельной по оси трассы 501-й стройки (1971 – 1978 гг.), общей протяженностью более 200 километров. Начало строительства железной дороги в сторону Пангод совпало с началом промышленного освоения Медвежьего - это 1971 - 1972 годы. Грузы для обустройства месторождений шли по воде с перевалкой на железную дорогу.
С 1 марта 1977 года станция Надым-Пристань находилась под управлением Надымского предприятия железнодорожного транспорта (НПЖТ), которое образовано на базе СУ-34 (01.03.1977). В 1980-е годы на железной дороге Надым-Пристань – Пангоды – Ягельная находились четыре раздельных пункта: ст. Надым-Пристань, ст. Новый Хорей, ст. Пангоды, ст. Ягельная. А также следующие разъезды: Брусничный, Веселый, Заболотный, Головная, Кварцевый, Ныда, 766 км.
В 1990-е годы на станции Надым-Пристань имелись производственные объекты: локомотивное депо, вагонное ПТО, теплая стоянка для путевой техники, автомобильный гараж, электроцех, склад, здание вокзала, контейнерная площадка, а так же объекты жизнеобеспечения: котельная, 2 артскважины, общежитие, 8 жилых домов. Население поселка составляло до 10 тыс. человек.
Станция Надым-Пристань сыграла важную роль в освоении Медвежьего, Уренгойского месторождений, а также и в возведении городов Надыма, Нового Уренгой, поселка Пангоды и многих социально-бытовых объектов на территории ЯНАО.
С 1 марта 2006 г. в составе Ямальской железнодорожной компании образован участок Надым-Пристань – Пангоды, в структуру которого вошли железнодорожные объекты, расположенные на станции Надым-Пристань, созданы подразделения участка. Далее участок упразднен, работает станция и оборотное локомотивное депо, которое входит в структуру депо Коротчаево.
Станция Надым-Пристань тупиковая, по характеру работы является грузовой, отнесена к 4-му классу. Она имеет путевое развитие из 12 путей, к станции примыкают 5 путей необщего пользования. В настоящее время станция выполняет важные задачи в развитии железных и автомобильных дорог северного региона. В предыдущие годы, находясь в структуре ЯЖДК, станция принимала грузы для возведения совмещенного мостового перехода через реку Надым, для обеспечения строительства автомобильной дороги Надым – Салехард, для развития нефтегазового комплекса и другие.
В настоящее время поступают грузы для обустройства города Надым. Там строится набережная на озере Янтарное, возводятся жилые дома в новом микрорайоне Олимпийский в целях переселения людей из ветхого и аварийного жилья, развивается инфраструктура нового микрорайона – это строительство детского сада, общеобразовательной школы и так далее.
Сплоченный, дружный коллектив сложился на станции еще в первопроходческие годы, и традиции взаимопомощи, поддержки сохранились, по сей день. Не забывают и тех, кто внес достойный вклад в историю Надым-Пристани. На станции трудятся ветераны, которые стояли у истоков ее создания, и новое поколение железнодорожников. Всех их объединяет целеустремленность, ответственность и верность своей профессии.