50-лет с начала строительства железной дороги Тюмень–Сургут–Новый Уренгой
В этом году транспортные строители, железнодорожники, вся Тюменская область отмечают знаменательное событие – 50-летие с начала строительства железной дороги Тюмень – Сургут – Новый Уренгой.
В середине 60-х годов прошедшего столетия на севере Западной Сибири были разведаны и открыты громадные запасы газа и нефти. Вскоре началась эпоха «большого газа» на Ямале. Современная железнодорожная сеть Ямало-Ненецкого автономного округа сформировалась в тот период.
Развитие нового экономического района шло высокими темпами. Для освоения огромных богатств территории необходима была железная дорога. Во второй половине ХХ века построена крупная железнодорожная магистраль Тюмень – Сургут – Уренгой. Железная дорога дошла до Обской губы (Ямбург). Стальные артерии предназначались в первую очередь для освоения нефтяных и газовых месторождений и обеспечения транспортных связей предприятий нефтегазодобывающей промышленности с другими районами страны.
За годы строительства (1966 – 1988) проложено около 1500 километров главного пути, построены вокзалы, локомотивные депо, большие котельные, трансформаторные подстанции, вагонные депо и пункты технического осмотра вагонов, станционные поселки и другие объекты производственно-технического и культурно-бытового назначения. Выросли города: Мегион, Лангепас, Когалым, Ноябрьск, Губкинский, Надым, Новый Уренгой. Получили новое развитие Сургут, Нижневартовск.
В те годы трудового подъема и северной романтики требовалось не только обеспечение масштабного строительства, но и выполнение колоссальных перевозок народно-хозяйственных грузов. Стальные артерии проложили путь в настоящее и будущее газового региона: вслед за железными дорогами в холодный суровый край пришла другая жизнь.