Стратегические проекты
Весь период своей деятельности Ямальская железнодорожная компания активно участвует в разработке перспективных проектов развития железнодорожного транспорта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, севера Уральского федерального округа и Красноярского края. Эти разработки послужили основой для реализации проекта «Северный широтный ход». Пройден сложный путь от популяризации идеи и продвижения проектных решений до реальных действий на государственном и региональном уровнях. Это результат совместных усилий Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства ЯНАО, ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Газпром», АО «Корпорация Развития» и АО «Ямальская железнодорожная компания».
Хронология участия АО «ЯЖДК» в проектах развития железнодорожной инфраструктуры
2004 год
Декабрь. ЯЖДК совместно с Сибирским научно-аналитическим центром завершила разработку технико-экономических соображений (ТЭС) развития железнодорожного транспорта на севере УрФО.
2005 год
10 июля. По поручению Президента РФ В.В. Путина от 10.06. 2005 № ПР-974, на совещании рабочей группы под председательством заместителя министра транспорта А.С. Мишарина ЯЖДК определена головной организацией по подготовке обоснований инвестиций строительства железнодорожных линий на севере УрФО.
Август – декабрь. ЯЖДК организовала и привлекла более 15 организаций и институтов к разработке: «Обоснований инвестиций достройки и восстановления железнодорожной линии Лабытнанги (Обская) – Салехард – Надым»; «Обоснований инвестиций строительства новой железнодорожной линии Полуночное – Обская». Проведена оценка стоимости достройки участков Надым (Хорей) – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.
2007 год
Март. Обоснования инвестиций развития железнодорожного транспорта, подготовленные ЯЖДК, включены в мегапроект «Урал Промышленный – Урал Полярный».
2010 год
17 мая. Принято решение о создании на базе ЯЖДК специальной проектной компании для реализации строительства новой ж.-д. линии Обская - Салехард – Надым (Хорей) и реконструкции существующих участков Надым (Хорей) – Пангоды и Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.
Июнь – июль. Подписаны соглашения с крупнейшими нефтегазовыми предприятиями РФ о перевозке грузов по Северному широтному ходу (СШХ).
9 ноября. При участии министра транспорта РФ И.Е. Левитина и полномочного представителя Президента РФ в УрФО Н.А. Винниченко подписано пятистороннее соглашение № 734д от 9 ноября 2010 г. о строительстве Северного широтного хода (Обская – Салехард - Надым – Пангоды – Новый Уренгой - Коротчаево) между Правительством ЯНАО, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный» и ОАО «ЯЖДК».
2011 год
Март – май. ОАО «ЯЖДК» и ОАО «РЖД» подписали с крупнейшими нефтегазовыми предприятиями РФ соглашения о принципах формирования тарифов при организации перевозок грузов по Северному широтному ходу.
8 декабря. В ходе визита Президента РФ Д.А. Медведева в Чешскую Республику подписаны соглашения о совместной реализации и стратегическом финансировании проекта «Северный широтный ход».
2012 год
27 мая. Подана инвестиционная заявка во Внешэкономбанк РФ для финансирования проекта «Северный широтный ход».
2013 год
Январь – декабрь. Подготовлены и проведены рабочие встречи и консультации между ГК «Внешэкономбанк», Губернатором ЯНАО Д.Н. Кобылкиным и ЯЖДК по обсуждению схемы финансирования проекта «СШХ» с привлечением заемных средств Банка.
2014 – 2016 гг.
- Разработаны варианты организационно-правовой и финансовой моделей реализации проекта «СШХ» по схеме государственно-частного партнерства с привлечением средств Фонда национального благосостояния.
- Получены заключения о стратегической важности проекта «СШХ» от Минтранса РФ, Минэкономразвития РФ.
- ОАО «ЯЖДК» совместно с ОАО «РЖД» разработана единая технологическая схема эксплуатации железнодорожных линий, входящих в проект «Северный широтный ход».
В настоящее время вопросы реализации проекта «СШХ» проходят завершающие стадии согласования в Правительстве России, Минтрансе и Правительстве ЯНАО. Строительство Северного широтного хода планируется завершить в 2023 году.
Опыт Ямальской железнодорожной компании по эксплуатации железнодорожных участков, являющихся составной частью проекта «Северный широтный ход», безусловно, будет востребован, а используемые компанией знания и технические решения применены и учтены при реализации проекта.
Северный широтный ход рассматривается как крупнейший арктический проект России. Сегодня, в период разработки нефтегазовых месторождений Ямала, освоения ресурсов Арктики и закрепления России в качестве ведущей арктической державы, тема расширения и модернизации сети железных дорог на севере Уральского федерального округа приобретает всё большую актуальность и находится в центре внимания руководителей Государства.