Железнодорожные станции АО «ЯЖДК»
Станция Коротчаево, участок Коротчаево – Новый Уренгой. 28 декабря 1980 г. бригада В.В. Молозина (СМП-522) уложила последнее звено магистрали Тюмень – Сургут – Уренгой (Коротчаево). Еще в октябре 1977 г. на месте будущей станции высадился десант СМП-522. Задачи десанта – подготовка просеки для будущей железной дороги и места для дислокации железнодорожного поселка. Вслед за строителями в поселок прибыли предприятия: Путьрем-12, Мостоотряд-93, СМП-703 впоследствии Горем-18, механизированные колонны, подразделения гидромеханизаторов, локомотивные бригады из Тобольска. На месте железнодорожной станции формировалась инфраструктура поселка, создавалась материально-техническая база железнодорожных объектов, развивались структуры, обеспечивающие жизнедеятельность станции.
20 декабря 1982 г. зарегистрирован поселок Коротчаево. Поселок и железнодорожная станция получили название в честь знаменитого транспортного строителя Коротчаева Дмитрия Ивановича. 29 октября 1983 г. на станцию Коротчаево прибыл первый пассажирский поезд, открыто пассажирское движение. После образования АО «Ямальская железнодорожная компания» (2003 г.) станция Коротчаево находится на полигоне ее деятельности. 15 сентября 2003 года возобновлено пассажирское движение на участке Коротчаево – Новый Уренгой, сдан в эксплуатацию вокзал на этой станции, построенный на средства ЯНАО.
Коротчаево - самая крупная грузопассажирская станция ЯЖДК, она является связующим звеном между полигоном Ямальской железнодорожной компании и большой сетью железных дорог России. Коротчаево - опорная станция для работы Парка Тихая и разъезда Тыдыл. 12 июня 2009 г. на привокзальной площади станции открыт памятник Д.И. Коротчаеву в честь его 100-летия, построенный по инициативе и на средства ЯЖДК.
В настоящее время район Коротчаево входит в состав муниципального образования город Новый Уренгой. Основную производственную инфраструктуру района составляют железнодорожные объекты.
Станция Нартовая. Промежуточная станция на участке Коротчаево – Новый Уренгой, введена в эксплуатацию в феврале 1982 г. Назначение станции – это прием, отправление, пропуск поездов, подача вагонов для клиентов ЯЖДК на путях необщего пользования.
Станция Фарафонтьевская. Станция открыта 15 апреля 1982 года в период сооружения железнодорожной магистрали Тюмень – Сургут – Новый Уренгой. В период строительства, когда укладка пути дошла до Фарафонтьевской, она стала базовой для развития газовых промыслов и города Новый Уренгой. Обустраивалась станция по временной схеме. К середине 1990-х гг. работников с Фарафонтьевской переселили в Новый Уренгой, часть перевели на работу по вахте. В настоящее время по характеру работы станция грузовая, опорная для подачи-уборки вагонов на станцию Нартовая. Фарафонтьевская - основная станция Ямальской железнодорожная компании по погрузке нефтеналивных грузов. В ноябре 2012 г. на этой станции ЯЖДК ввела в эксплуатацию новое административно-бытовое здание.
Станция получила название в честь Фарафонтьева Александра Александровича (1898 – 1956 гг.), главного инженера Северной экспедиции Желдорпроекта МВД СССР, ж.д. магистраль Чум – Салехард – Игарка.
Станция Новый Уренгой. Открытие станции в начале сентября 1982 г. имело решающее значение для развития газовых месторождений и города. 6 ноября 1985 г. из Тюмени в Новый Уренгой прибыл первый пассажирский поезд. Железная дорога надежно связала город газодобытчиков с «большой землей». Сегодня Новый Уренгой – одна из основных станций ЯЖДК, на ней перерабатывается третья часть всего грузопотока на полигоне компании. На станции расположен участок погрузо-разгрузочных работ (грузовой двор и контейнерная площадка), практически в центре города. По своему назначению станция участковая, работает на три направления: Новый Уренгой – Коротчаево, Новый Уренгой – Ямбург, Новый Уренгой – Пангоды – Надым-Пристань. Она является опорной для местной работы станций Еваяха, Ягельная. Кроме того, на станции Новый Уренгой происходит оборот пассажирских поездов, в течение суток их прибывает и отправляется 5 пар. На станции завершено строительство и введено в эксплуатацию в 2015 г. новое трехэтажное современное здание вокзала, построенного на средства ЯНАО.
Город Новый Уренгой – газовый плацдарм России. Свою историю он начал с освоения крупнейшего Уренгойского месторождения. В 1975 году зарегистрирован поселок Новый Уренгой, в 1980-м ему присвоен статус города. Существует несколько версий происхождения слова «уренгой». Наиболее достоверно: «уренгой» в переводе с ненецкого - это «гордая тундра».
Станция Ягельная, промежуточная станция на участке Новый Уренгой – Пангоды - Надым-Пристань, находится в черте города Новый Уренгой в районе аэропорта. Станция Ягельная обозначена в проекте 501-го строительства на линии Салехард – Надым – река Пур. К 1953 году от реки Правая Хетта до Ягельной сооружено земляное полотно. При обустройстве Медвежьего месторождения в 1970-е годы восстановлены участки Полярной магистрали Надым-Пристань – Пангоды – Ягельная по оси трассы 501-й стройки - известной стройки сталинского периода. Поселок первопроходцев Уренгоя получил название Ягельное.
В ноябре 1982 г. на станции Ягельная произошла стыковка железной дороги Коротчаево – Новый Уренгой - Ягельная со старой надымской дорогой – восстановленными участками 501-й стройки. В январе 1986 г. станция Ягельная вошла в состав ОВЭ Тюменстройпути. После образования ЯЖДК (2003 г.) станция находится на полигоне деятельности компании.
Станция Пангоды. Станция Пангоды обозначена в проекте 501-го строительства, обустроена она в период освоения нефтегазовых месторождений (1971 – 1978 гг.). С 1977 г. станция находилась в структуре Надымского предприятия железнодорожного транспорта (НПЖТ). В январе 1988 года объединением Тюменстройпуть достроен железнодорожный участок Новый Уренгой – Ягельная – Пангоды и с 1 февраля 1988 г. станция Пангоды вошла в состав ОВЭ (отделение временной эксплуатации) Тюменстройпути. На этой станции был создан обменный пункт вагонов между ОВЭ и НПЖТ.
С 1 декабря 2004 г. станция находится под управлением АО ЯЖДК. В марте 2006 г. на станции Пангоды исключен из технологического процесса обменный пункт с Ныдымским предприятием железнодорожного транспорта. По характеру работы станция является грузовой, с 2006 г. она обеспечивает грузами строящиеся объекты, в том числе участки федеральной автомобильной дороги Сургут – Салехард (Пангоды – Надым и Надым – Салехард).
По административному признаку Пангоды относятся к Надымскому району. Основную производственную инфраструктуру поселка составляют предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность нефтегазового комплекса. В переводе с ненецкого «пангоды» - это «олений мох».
Станция Надым-Пристань. Название станции Надым по названию реки, обозначено в проекте 501-го строительства. Развитие станции связано с промышленным освоением нефтегазовых месторождений. В начале 1970-х годов на месте будущей станции обустроен временный поселок СУ-34 треста «Надымгазпромстрой». На правом берегу реки Надым построили речпорт, к которому подвели железнодорожную ветку. От Надым-Пристани восстановили дорогу до Пангод, и затем до Ягельной по проекту 501-й стройки. Грузы для обустройства Медвежьего и Уренгойского месторождений шли по воде с перевалкой на железную дорогу. С 1977 года станция Надым-Пристань находилась под управлением Надымского предприятия железнодорожного транспорта (НПЖТ), которое образовано в марте того же года на базе СУ-34. С 1 марта 2006 г. она находится в структуре ЯЖДК. На станции имеются производственные объекты и жилой поселок железнодорожников. Станция тупиковая, по характеру работы является грузовой. С 2012 г. на ней производится массовая выгрузка грузов для обеспечения строительства объектов Северного широтного хода, в том числе и для возведения совмещенного мостового перехода через реку Надым, и других объектов автомобильной дороги Надым – Салехард.
В настоящее время станция временно закрыта.
Станция Еваяха, первая промежуточная станция на участке Новый Уренгой – Ямбург, открыта в первой половине 1980-х гг. при сооружении железной дороги на Ямбург. Станция грузовая, к ней примыкает ремонтно-путевоя база (РММ) ЯЖДК. В 2012 г. силами АО «ЯЖДК» восстановлен и обустроен путь № 40-а, вместимостью 16 вагонов, для выгрузки сыпучих грузов.
Станция получила название по названию реки Ево-Яха.
Станция Селькупская. Станция открыта в январе 1986 г. на участке Новый Уренгой – Ямбург. Первоначально станция носила название Тундра, в начале 1990-х годов она переименована. В структуре ЯЖДК: станция промежуточная, основное ее назначение – пропуск поездов. Селькупская – базовая станция дистанции пути по выполнению работ на северном направлении. В 2007 - 2008 г.г. ЯЖДК сооружен и сдан в эксплуатацию вахтовый поселок на этой станции. Станция названа по имени одного из коренных народов ЯНАО – селькупов. В настоящее время станция временно закрыта.
Станция Тосовэй. Станция открыта 27 июня 1986 г., первоначальное название Озерная. Это последняя промежуточная станция на пути к Ямбургу. Сюда поступали грузы для развития Ямбургского месторождения и строительства вахтового поселка газодобытчиков. В структуре ЯЖДК: станция Тосовэй является опорной (с 2008 г.) для работы станций Селькупская и Ямбург. В результате применения ЯЖДК новой технологии работы основная нагрузка по выполнению грузовых и коммерческих операций на ямбургском направлении возложена на станцию Тосовэй, которая работает как грузовая. «Тосовэй» в переводе с ненецкого означает «остерегаться», «опасаться». В этих местах водится дикие животные, зачастую волки нападают на оленьи стада.
В настоящее время станция временно закрыта.
Станция Ямбург. Станция обустроена в конце 1980-х годов и открыта 1 января 1990 г. Она находится в вахтовом поселке газодобытчиков, в районе Ямбугского месторождения. На Ямбург ходят грузовые и грузопассажирские поезда. Станция является грузовой. В процессе применения ЯЖДК новой технологии работы установлен перегон: ст. Тосовэй – ст. Промышленная. Ветка Ямбург – Промышленная - продолжение главного пути от ст. Ямбург. Станция Промышленная является производственным объектом ФУ «Ямбургснабкомплект» ООО «Газпром добыча Ямбург».
В настоящее время станция временно закрыта.